Фото: Zuma/TASS
Украинский экономист Игорь Селецкий предложил продать страну Китаю. По его мнению, если западные государства не готовы принять Украину, то страна может продать свои ресурсы Китаю в обмен на «защиту от России».
В статье под названием «Украина: на грани исчезновения» он утверждает, что Украина — «часть западной цивилизации». Однако Европа, по его словам, растеряла все свои ценности и теперь там господствуют национализм, популизм и коммерческие интересы ее лидеров. Селецкий считает, что Запад «разучился защищаться», в то время как украинцы «готовы отстаивать свою страну с оружием в руках» и вернуть потерянные идеалы.
При этом экономист уверен, что раз Запад «продает» Украину, то у нее нет иного выбора, кроме как развернутья лицом к Пекину.
«Китай хотя бы не несет за собой свой китайский мир. Его интересуют только ресурсы, а мир за пределами Поднебесной империи заканчивается. Мы можем дать ресурсы в обмен на защиту от России, если Запад не хочет этого делать», — заключил он.
Как это понимать? Что Украина может предложить Китаю, а что Китай может дать ей?
— Это смесь мечтаний и шантажа Запада, — считает председатель Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины Лариса Шеслер.
— В течение длительного времени украинская элита торговала своим географическим и геополитическим значением, представляя себя как единственный барьер, защищающий Запад от России. Но сегодня никто на Западе не готов каким-то образом поддерживать тонущую украинскую экономику.
«СП»: — Действительно ли Украина на грани исчезновения?
— Украина далека от политического исчезновения, однако ее экономика аннигилируется, и Украина превращается в примитивный источник ресурсов в виде рабочей силы и сельскохозяйственных земель для рапса и подсолнечника. Эта ситуация не устраивает украинских олигархов, и они стремятся поднять свои акции. В свое время Кучма пытался набивать себе цену, угрожая Западу сближением с Россией, а России вступлением Украины в НАТО. Но эта политика потерпела крах, и теперь украинская элита пытается показать Западу готовность сблизиться с Китаем.
«СП»: — Ругать Запад за то, что он «продает» Украину это нормально для сегодняшней Украины?
— Нынешняя политическая ситуация кардинально отличается от той, в которой жила власть Порошенко с 2014 года. В ситуации, когда Трамп отгораживается от Европы и начинает экономическую войну с Китаем, Европе категорически не нравится находиться в глухой конфронтации с Россией. Но любая попытка исключить «украинский фактор» из отношений Европы и России воспринимается как жестокая «зрада», и сопровождается истерикой Киева.
«СП»: — Селецкий считает, что Украина — «часть западной цивилизации». Так ли это? И почему Европа не готова оценить готовность украинцев «отстаивать свою страну с оружием в руках» и вернуть потерянные идеалы"?
— Европа остается Европой, прагматичной и расчетливой, и она никогда не воспринимала Украину цивилизованной частью Западного мира. Длительное время она использовала Украину в своей антироссийской игре, и выкидывает ее нынче, как использованную тряпку. Риторика украинских «патриотов» об отстаивании ими западных цивилизационных основ воспринимается, как назойливое жужжание нищих попрошаек. Весь пафос речей об идеалах и ценностей уходит впустую.
«СП»: — По словам Селецкого, пока у Киева нет даже перспектив членства в ЕС. То есть Киеву надо обязательно куда-то вступать? Если не в ЕС, то хоть куда, лишь бы не в союз с Москвой?
— Экономика Украины не может существовать автономно, не будучи вписанной в какую-то общую экономическую конструкцию. ЕвраЗЭС и Таможенный союз для Украины исключен, в Евросоюз Украину никогда не примут. Пытаясь усидеть на двух стульях, Украина грохнулась между ними. Теперь она пытается отыскать новую подпорку.
«СП»: — А готов ли Китай «купить Украину»?
— На самом деле Китай очень активно работает на Украине. Он покупает технологии и целые отрасли, например, пытается купить «Мотор Сич» и приобрести документацию по выпуску газотурбин на «Зоре-Машпроект». Китай заинтересован в использовании украинских портов, которые могут стать точками в создании «Шелкового пути», он планирует поучаствовать в открытии рынка сельскохозяйственных земель.
Но при этом Китай понимает, что у него нет никаких механизмов управления украинской политикой, поэтому его планы прагматичны и не простираются до политических проектов на Украине.
«СП»: — По словам Селецкого, Китай хотя бы не несет за собой свой китайский мир. Видимо, в отличие от России. Но не слишком ли дорого Украина может заплатить за «защиту от России», да и получит ли она эту «защиту»?
— Политика заигрывания с Китаем уже вызвала сильное недовольство Вашингтона. Недавний визит Помпео на Украину многие эксперты, как раз, связывают с тем, что новой политической верхушке Украины понадобился окрик из Капитолия, чтобы предотвратить передачу предприятий и технологий Китаю.
Если бы это принесло какие-то плоды, Украина с радостью позволила бы Китаю приобрести и землю, предприятия и технологии. Но все понимают, что это не повлечет никаких изменений во внешней политике Китая, Китай никогда не войдет в конфронтацию с Россией по вопросам защиты украинских интересов, и в этом плане он еще менее желательный союзник, чем Европа.
Пока для Украины китайский фактор всего лишь элемент торговой игры с Западом и попытка набить себе цену.
— Китайцы считают свою страну Поднебесной, центром мира, а все остальные страны — окраинные, населенные варварами, — говорит политолог и экономист Александр Дудчак.
— И Украина как раз идеально вписывается в их концепцию мира. Вряд ли в Китае интересуются нюансами жизни аборигенов, населяющих земли, где-то между Балтикой и Черным морем, на краю России. Китайцы спокойны, не ведут захватнических войн, но это не значит, что они чужды экспансии. Просто реализуют её другими методами. У них есть официальные планы по заселению некоторых стран мира, есть мощные фонды по поддержке своих граждан, ведущих бизнес за рубежом. Они инвестируют по всему миру, иногда теряя миллиарды долларов из-за ковбойской политики США, при этом не забывая хамство мирового гегемона, откладывая расплату «на потом». Но, зачастую, благодаря инвестициям, получают, фактически, в распоряжение отдельные государства со всеми ресурсами. И Украина, вписывается и в эту концепцию.
«СП»: — Что КНР может взять от Украины?
— Кроме сельскохозяйственной продукции, в скором времени еще и землю. На которой, как показывает практика, и работать скорее всего будут китайцы (а не украинцы — нет нужды даже в местных батраках), на китайской технике, используя китайские химикаты, и конечная продукция будет отгружаться в Китай и по всему миру.
Кроме агросектора, Украина была привлекательна для Китая остатками постсоветских технологий и специалистами. Для спецов космической и авиационной промышленности даже построили специальный городок. Принимают атомщиков и кораблестроителей. Китай скупал образцы уникальной техники. Причем, не серийными партиями, а единичными экземплярами, явно для копирования и воспроизводства у себя, что подтверждалось на практике. В свое время, Украина по цене металла продала Китаю авианосец, готовый на 2/3, предоставив возможность китайским товарищам тщательно его изучить, достроить, вставить в строй своих ВМС и продолжить на основании полученного опыта строительство новых авианосцев. У КНР не получалось купить экземпляр палубного истребителя Су-33, но Украина помогла продажей прототипа — Т10К, который был скопирован и теперь Китай имеет палубные истребители J-15. Украина продала и легенду мирового авиастроения — уникальный самолет Ан-225 «Мрия» вместе с документацией. Можно вспомнить и о ракетах «воздух-воздух», и о кораблях на воздушной подушке, и о двигателях к военной технике, кораблям и самолетам, и т. д.
«СП»: — Что может помешать Китаю «купить» Украину?
— Помешать планам Китая в отношении Украины могут США, но в этом случае Украина понесет еще большие убытки, как в случае с запретом американцами продажи Китаю уникального предприятия по производству двигателей «Мотор Сич». Американцы просто его добьют.
Для Украины теперь проблематично заработать даже на своей распродаже, т.к. и этот процесс не вполне контролируется Киевом.
У Запада хватает своих проблем, зачем ему еще украинские? — рассуждает политолог Владимир Можегов.
— К тому же Запад трезво понимает, что Украина — сфера российских прежде всего интересов. Соваться туда в долгосрочной перспективе — себе дороже. Сколько туда не вкладывай — всё равно пять раз разворуют, а потом вообще оставят без всего.
«СП»: — По словам Селецкого, пока у Киева нет даже перспектив членства в ЕС. То есть Киеву надо обязательно куда-то вступать? Если не в ЕС, то хоть куда, лишь бы не в союз с Москвой?
— Украина — не самостоятельная страна, она доказала свою несостоятельность. Во всяком случае, в нынешнем формате.
«СП»: — Селецкий считает, что Украина — «часть западной цивилизации», однако Европа растеряла все свои ценности…
— Селецкий всё мешает в одну кучу, что вообще свойственно украинской мысли как пространству бесконечного хаоса: там во всех головах — казацкая вольница да турецкие набеги. Но какое-то здравое зерно во всем этом есть. Украина отчаивается войти в Европу — вот пафос статьи, и, это, возможно, признак начала отрезвления.
Честно говоря, я бы и сам с удовольствием посмотрел на по-настоящему сильную национальную Украину, готовую отстаивать свои национальные и христианские ценности, готовую драться за них и с Европой и с кем угодно. Но пока мы видим то, что видим — сплошную болтовню, коррупцию, воровство и ветер в головах.
«СП»: — С его точки зрения, Киев должен поменять вектор развития и сделать выбор в пользу Пекина. Такое вообще возможно? А нужно ли это Китаю?
— В Селецком говорит отчаяние. Мне кажется, статью его надо воспринимать как способ встряхнуть украинцев, а к Китаю всё это имеет мало отношения.
«СП»: — По словам Селецкого, Китай хотя бы не несет за собой свой китайский мир. Почему? Чего Китай хочет от мира и что готов ему дать взамен? Существует ли вообще «китайский мир» и почему он некоторым предпочтительнее русского?
— Селецкий хочет сказать, что Китай не навязывает миру свои ценности, как это делает Запад. Но, понятно, что за всеми этими эскападами скрывается одно отчаянное понимание: Украине некуда деваться. Ей придется либо вечно тянуться к Европе, которая никогда не примет ее за равную, либо вернуться к России.
Новости Украины: Украина приостановила международное железнодорожное сообщение
Источник: svpressa.ru