Фото: Михаил Терещенко/ТАСС
Коронавирус шагает по планете. По официальной статистике, на 16:00 вторника, 17 марта, в мире коронавирусом заболели 186 500 человек.
Погибло от его последствий — 7453 человека, за сутки количество умерших увеличилось на 340 человек. И уже никто не удивляется панике вокруг этого вируса. В России люди скупают уже далеко не только медицинские препараты и маски, которые значительно подорожали после начала ажиотажа.
Во многих городах пропали из магазинов дезинфицирующие средства. Но также массово закупаются и продукты питания, предметы первой необходимости, как гречневая крупа и туалетная бумага. В Москве горожане готовятся к объявлению чрезвычайной ситуации, во время которой остановит работу общественный транспорт.
Почему люди столь сильно испугались коронавируса, как не боялись даже свиного и птичьего гриппа, как не боятся ежегодных сезонных эпидемий.
По мнению члена комитета Государственной Думы по охране здоровья, доктора медицинских наук Бориса Менделевича, причина страха в большом количестве ежедневных смертей:
— За один день в одной только Италии умерло около 350 человек. Это говорит о том, что не зря ВОЗ объявила данную эпидемию пандемией. И не зря все те меры, которые сейчас предпринимаются, в том числе и в нашей стране. В том, что касается России, я считаю, меры, которые предпринимает правительство — они совершенно адекватные и своевременные. Распространение эпидемии в нашей стране не так широко, и мы можем дальнейшие действия предпринимать, анализируя то, что делалось и делается в Китае, в Европе, и избегать совершенных другими странами ошибок.
В то же время, по мнению Бориса Менделевича, нельзя паниковать. В панических настроениях люди бесконтрольно приобретают и употребляют лекарства — антивирусные и иные препараты для профилактики.
— Это очень страшно, потому что бесконтрольный прием лекарственных средств, в первую очередь антивирусных препаратов, может вызывать проблемы со здоровьем, и они могут быть хуже, чем последствия, которые несет за собой этот вирус, — напоминает Борис Менделевич.
Тем не менее, мир разделился на два лагеря: тех, кто столкнулся с вирусом или боится его по другим причинам, и тех, кто считает панику смешной. Именно это и происходит, например, в популярной социальной сети Twitter, где часть людей рассказывает о том, как они смогли устроить самоизоляцию, а другая часть, по сути, называет их трусами.
Один из аргументов против паники: сколько раз уже был грипп, и ничего страшного не произошло. Действительно, по данным ВОЗ, ежегодно от гриппа умирают около 290−650 тысяч человек. Это не сравнимо с цифрой погибших от коронавируса: 7453 человека. Однако такое большое число скончавшихся от гриппа обусловлено тем, что им в принципе чаще заболевают: 3−5 млн людей в год. Смертность от сезонного гриппа составляет около 1%, от коронавируса — 3,4%.
Другой аргумент против паники: были в недавней человеческой истории и эпидемии с большим порогом летальности. Действительно, в 2003 году от атипичной пневмонии умерло 9,6% заразившихся — смертность намного выше, чем у нынешнего коронавируса. Еще большая смертность была от птичьего гриппа в 2009 году, когда умерло почти 60% заболевших. Однако общие цифры тогда были намного меньше: атипичной пневмонией в 2003 году заболело 8096 человек, скончалось от нее 774 пациента; птичьим гриппом с 2003 по 2009 год заболело 442 человека, летальный исход у 262 заразившихся.
Россию больше всего задела вспышка гриппа Н1N1. В 2009 году, согласно подтвержденным лабораторными анализами данным, у нас им заболело 1349 человек, в десять с лишним раз больше, чем коронавирусом на данный момент. Умерло тогда в России пять человек. Но общая смертность в мире от того заболевания составила 1,2% — это 4999 человек из 414 945 заболевших.
Еще один аргумент за то, чтобы относиться к нынешнему вирусу спокойно — это то, что человечество не в первый раз сталкивается с коронавирусами. Действительно, по данным медицинского справочника, заболевания у людей могут вызывать только 7 коронавирусов из очень многих. Большинством болеют только животные. Три из семи коронавирусов проявляются не сильнее обычной простуды. Но четыре остальных могут привести к летальному исходу. SARS-CoV (тяжелый острый респираторный синдром, вызывающий атипичную пневмонию) — это коронавирус; MERS-CoV, появившийся в сентябре 2019 и погубивший во время повторных вспышек около 35% пациентов из 2500 заболевших — это коронавирус.
Впрочем, тут можно отметить, что в России есть и более смертоносные болезни. Так, по словам первого замминистра здравоохранения РФ Татьяны Яковлевой, в 2018 году заболеваемость туберкулезом составила 44,3 случая на 100 тыс. населения. Однако смертность от туберкулеза — 5,5 на 100 тыс. населения, это 12,4%. Эти данные согласуются и с теми, что есть по поводу туберкулеза в России у Всемирной организации здравоохранения.
Взволновавшихся европейцев и русских понять можно. Но остается вопрос, почему большинство россиян относится к вирусу и возможности заболеть им так спокойно, по-прежнему переживают больше из-за отмененных мероприятий или временных неудобств, связанных с ограничением передвижения, чем по поводу непосредственной возможности серьезно заболеть.
— С моей точки зрения, россияне более правы, чем европейцы, хотя элемент паники у нас тоже наблюдается, — считает президент Центра социальных и политических исследований «Аспект» Георгий Федоров. — Почему он не столь серьезен? Потому что западный мир, европейские страны, в своей ближайшей истории не сидели под таким постоянным напряжением, как русские. Это довольно благополучные страны с точки зрения экономики, социальных благ и т. д. И когда такие шоковые события происходят, они приводят европейцев в панику. А у нас всегда была сложная эконмическая ситуация; многие помнят, как мы закупали соль, сахар и другие продукты, многие всегда чувствуют себя в агрессивной среде. И поэтому мы спокойно относимся к таким событиям, у нас больший иммунитет к такой информации, к таким вещам.
Однако есть точка зрения, согласно которой, страны мира уже пользуются ситуацией, связанной с коронавирусом, в политических и стратегических целях, и именно поэтому могут в ручном режиме усиливаться панические настроения.
Как на днях обрисовал ситуацию журналист Максим Шевченко, в странах Европы контроль за распространением вируса столь силен, что можно получить штраф, просто прогуливаясь по улице без четкой цели. По мнению журналиста, таким образом Западная цивилизация может подготавливать своего обывателя к серьезным военным событиям. Тем более, что на границе Европы и Турции уже в ближайшее время возможна война, да и НАТО неспроста проводит масштабные учения. По сути, нынешняя европейская реакция на коронавирус — это акт войны, подготовка к ней.
— Коронавирус — история медицинская, но с большим, серьезнейшим политическим и экономическим подтекстом, — подчеркивает Георгий Федоров. — Грубо говоря, это история, которая влияет на политику, на экономику, на многие страны и глобальный мир в целом. Например, от гриппа ежегодно погибает больше людей, чем от коронавируса. Но тем не менее, у людей в мире нет таких панических настроений по поводу гриппа. Мне кажется, ряд общественных политических сил будут использовать коронавирус в своих собственных интересах в переделывании экономики, в манипуляции обществом. Кто-то заработает на этом и уже зарабатывает. Например, те же банковские спекулянты и фармацевтические компании.
Отметим, что по мнению Бориса Менделевича, коронавирус и борьба с ним — сугубо медицинская, биологическая история.
Коронавирус, борьба с пандемией, последние новости:
Украина поняла, как можно остановить коронавирус
COVID-19: Коронавирус доставят в Россию из Сирии наши военные
Россияне скупают крупы, макароны и консервы из-за коронавируса
Смотрите карту распространения коронавируса онлайн
Источник: svpressa.ru