Фото: Александр Щербак/ТАСС
В Кремле назревает паника: такого поворота событий там не ожидали. Да, падение цен на нефть прогнозировалось, но чтоб такое?! «Прогнозы по нефти не совпали с реальностью. Российские компании оказались не готовы к массовым срывам контрактов с трейдерами. Прогнозы Роснефти и других нефтекомпаний не сбылись. Так что Игоря Ивановича (Сечина — прим. авт.) скоро могут уже не пустить в Кремль», — приводит «Незыгарь» слова одного из анонимных источников.
Да, ситуация действительно серьезная. И обвал цен — это далеко не единственная проблема, есть и посущественнее, а именно: падение спроса, точнее, отказ европейских партнеров от русской нефти: «Вторую неделю подряд нефтетрейдеры не могут продать через порты ни барреля российской нефти Urals в Европу. Как сообщает Reuters, на текущей неделе все тендеры на Urals завершились безрезультатно», — констатирует т-к «Proeconomics». И это при том, что Urals дешевле Brent на несколько долларов! Так в чем же дело?
А дело в саудитах: «Российскую нефть с европейского рынка выжимает Саудовская Аравия, предлагая скидки на свою нефть до $ 6−10 за баррель. Плюс вмешался и фактор „остывания“ европейской экономики», — объясняет «Proeconomics», напоминая, что «для России же это означает коллапс экспортной выручки в марте и, скорее всего, в апреле». Прогноз т-к «Кремлевский мамковед» еще пессимистичнее: «Российские нефтяники понимают, что в перспективе, если не будут предприняты упреждающие шаги, они потеряют европейский рынок нефти. В реальности что-то противопоставить комплексному пакету скидок и кредитов на Arab Light сейчас невозможно». Вот так.
Выход в данной ситуации один: реанимировать ОПЕК+, чтобы попытаться договориться с саудитами, но последние категорически отказываются усаживаться за стол переговоров: «Я не вижу повода для созыва встреч в мае-июне, чтобы только продемонстрировать наш неуспех в принятии необходимых мер для противодействия этому кризису и нужных действий», — в день принятия «поправки Терешковой» заявил министр энергетики королевства Абдель Азиз бен Сальман. С чего бы такая категоричность?
«Все усугубляется тем, что поведение Путина расценивается Эр-Риядом как личное оскорбление и предательство. Конфликт между Президентом и саудитами перешел в плоскость личных отношений», — отвечает «Кремлевский мамковед». «Саудиты настроены очень серьезно и имеют большой зуб на Путина. Оказывается, не стоит игнорировать звонки наследного принца, когда он хочет обсудить выход России из ОПЕК+», — добавляет т-г «Финансовый говорун».
Да, действительно, по словам политолога Валерия Соловья, после выход России из ОПЕК+ наследственный принц королевства звонил в Кремль, но Владимир Путин не стал с ним разговаривать: решение было уже принято и пересмотру не подлежало. Этим российский президент хотел припугнуть весь Западный мир, включая США, наглядно продемонстрировав, что решения России могут быть пострашнее коронавируса. Только вот незадача: настроив против себя наследственного принца, Кремль получил в его лице очень большую проблему, которая может легко превратить и без того хилую российскую экономику в уродливое безжизненное чудище.
Получается, что личные отношения глав двух государств поставили на кон экономики их (да и не только) стран? Слишком простое объяснение, не учитывающее фактор США, без которых сейчас в мире не принимается ни одного важного решения (ну, если только Россией — на свой страх и риск). Все, разумеется, гораздо сложнее: «Нет ничего удивительного в том, что европейские трейдеры отказываются брать российскую нефть. Такая ситуация бывала и раньше. Сейчас это говорит о катастрофическом положении дел в Европе и возможно скорой развязке сражения за Европу. Трейдеры и саудиты регулируются из Лондона. Идет вторая волна блицкрига как в 2014−15 годах.
Лондон и Вашингтон уже сформулировали для Путина условия принятия конституционной реформы — его уход с поста президента, и не в 2024 году, а уже сейчас. Послание было передано Трампом через Макрона. Трамп хочет безоблачной ситуации на осенних выборах в США. Поправка Терешковой, по сути, ответ Путина Западу", — пишет т-к «Образ будущего», давая несколько иной взгляд на происходящее, что, впрочем, не отрицает и обиды наследственного принца. При известном желании эти две версии прекрасно соседствуют вместе в виде таких переплетений на глубинном уровне истории.
Правда, в этом объяснении есть один минус: как-то уж слишком конспирологично выходит. Тем не менее, вполне логично, если внимательно следить за тем, что происходит. Итак, «Образ будущего» переводит внешнеполитический (нефтяной) дискурс во внутриполитический: конституционные изменения и обнуление президентских сроков Владимира Путина в качестве триггера «торговой войны», что прекрасно согласуется с одним наблюдением политолога Станислава Белковского:
«Обратите внимание, что выступление Валентины Владимировны Терешковой, Героя Советского Союза, в Государственной Думе с предложением дать возможность Владимиру Путину баллотироваться вновь прозвучало лишь через несколько часов после того, как высочайший пресс-секретарь Дмитрий Песков транслировал: Дональд Трамп не едет на торжества 9 мая 2020 года в Москву. Вот именно на это Владимир Путин ответил обнулением президентских сроков.
В тот же день вечером Валентина Ивановна Матвиенко, спикер Совета Федерации, сказала, что надо показать всему миру: придется нынешним лидерам работать с Владимиром Путиным — не будет другого президента. То есть это был яркий и яростный ответ Владимира Владимировича на нежелание западных лидеров демонстративно мириться с ним в день 9 мая и создавать новый пакт Россия-Запад. Как должен был ответить Владимир Путин? В присущей ему манере", — подметил Белковский, который, кстати говоря, уже долгое время продвигает теорию «Пакта Трампа-Макрона-Путина», одним из пунктов которого и является досрочная отставка Владимира Владимировича в обмен на снятие санкций и восстановление отношений между Россией и Западом.
Косвенно эту версию подтверждают и слова политолога Валерия Соловья, неоднократно заявлявшего, что Владимир Владимирович уйдет из политики до 2022 года по причине «личных обстоятельств непреодолимой силы», которые, слова то есть, многие расценили как намек на ухудшающееся состояние здоровья президента. Но ведь Соловей-то про это ничего не говорил! Личные обстоятельства непреодолимой силы — они не обязательно могут быть связаны со здоровьем. Ими могут быть и некие договоренности, например, разрыв которых может привести к очень серьезным последствиям.
Поэтому и отказ вроде бы дружественного Китая покупать российскую нефть — на фоне непримиримой позиции Саудовской Аравии и бойкота европейских компаний — уже не выглядит случайностью. Так, буквально пару дней назад Bloomberg сообщило, что Сингапурское трейдинговое подразделение китайской нефтеперерабатывающей госкомпании Sinochem Group в тендерной документации на закупку нефти в мае-июне указало, что «Роснефть» или ее «дочки» не могут участвовать в тендере. А разрыв торговых отношений с Китаем очень сильно ударит по экономике России, ибо КНР является крупнейшим импортером российской нефти (по итогам минувшего года, почти половина «трубопроводного» и больше трети «портового» экспорта нефти пришлось именно на Поднебесную).
«Решение Sinochem логичное и давно ожидаемое. Во-первых, подвергать себя дополнительным санкционным рискам и раздражать США нет никакого смысла: предложений на рынке предостаточно. Во-вторых, Китай давно уже настороженно относится к сотрудничеству с Роснефтью из-за санкций», — прокомментировал обстановку «Кремлевский мамковед».
Это объяснение выглядит абсолютно здравым, но, учитывая и возникшие сложности с газопроводом «Сила Сибири», который намерены остановить, по официальной версии, на плановые профилактические работы (после всего четырех месяцев работы!), а, по неофициальной, из-за отказа Китая покупать российский газ, сами собой возникают опасения, что дело куда серьезнее. Легко можно предположить, что США надавили на КНР, чтобы последние приостановили сотрудничество с Россией.
Понятно, что власти Поднебесной решили встать на сторону американцев, как более серьезного противника/ситуационного союзника. Тем более ударив по России в коалиции с США, Западом и Саудитами китайцы выводят Россию из списка ведущих мировых держав, к которым наша страна еще относится, хотя, разумеется, не по силе экономики, но лишь военной мощи.
Таким образом, если следовать заданной логике, то у президента России два пути: либо отставка с досрочными президентскими выборами, либо переход в режим «обороняющейся крепости». Надо полагать, в Кремле не отказались бы от второго варианта, но если бойкот на российскую нефть будет продлен, то ясно, что российская экономика рухнет, как карточный домик. У Кремля, кроме нефтедолларов, нет иных ресурсов, чтобы не дать экономике загнуться. Что, в свою очередь, грозит и нешуточной политической турбулентностью, которой, без сомнения, воспользуется одна из кремлевских башен, которая, оседлав протест, и похоронит «путинский режим».
Источник: svpressa.ru