Фото: Zamir Usmanov/Global Look Press
Власти приняли принципиальное решение о переносе всероссийского голосования по поправкам в Конституцию, назначенного на 22 апреля, утверждают «Ведомости». Неопределенность новой даты усиливает турбулентность российской политической системы.
Основная причина переноса — пандемия коронавируса. На 23 марта в России было зафиксировано 438 случаев заражения. Это значительно меньше, чем во многих других странах, где счет давно пошел на тысячи и десятки. Однако есть опасения, что не все случаи регистрируются, да и пик инфицирования еще явно впереди, считают многие эксперты.
По данным «Ведомостей», новая дата голосования может быть назначена на июнь — после окончания экзаменов в школах, где расположено большинство избирательных участков. Или на сентябрь — в единый день голосования. Спад эпидемии — обязательное условие для проведения процедуры.
Окончательное решение о дате может быть объявлено до 25 марта, пишет издание. При этом глава ЦИК Элла Памфилова заявила, что власти могут думать и до начала апреля. Ранее Владимир Путин допустил перенос срока голосования в случае неблагоприятного развития пандемии.
Косвенным признаком того, что перенос возможен, является рекомендация ЦИК об остановке агитации в регионах. Голосовая инструкция Москвы требует «замереть по всем пунктам» подготовки к плебисциту. До этого дату голосования — 22 апреля, убрали с рекламных билбордов.
Впрочем, наверху есть и те, кто не считает необходимым переносить дату плебисцита. К таковым относится глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас. Он только что активно работал над поправками и, возможно, хотел бы поскорей завершить триумфальную для себя тему.
О необходимости перенести из-за коронавируса дату голосования в своем обращении к президенту РФ писал недавно депутат Новосибирского горсовета от КПРФ Георгий Андреев.
Также на страницах «СП» к этому призывал координатор «Левого фронта» Сергей Удальцов. «Я уверен, что Путин сейчас кусает локти и тихо матерится от того, что придумал всю эту затею с всенародным голосованием. По сути, он загнал себя в очень неприятную ловушку. Здравый смысл подсказывает, что в обстановке пандемии проводить голосование нельзя», — писал политик.
Призывы к президенту РФ не подвергать россиян риску ради продолжения своей политической карьеры звучат на фоне проходящих по всей стране митингов против «обнуления». В минувшее воскресение акции прошли в Красноярске, Ростове-на-Дону, Чите, Краснодаре, Комсомольске-на-Амуре, Екатеринбурге и т. д.
Подсказкой российской власти может стать ситуация во Франции и Германии, где невзирая на голос разума, были проведены местные выборы, после чего был зафиксирован всплеск числа носителей коронавируса. Перенесли выборы в Киргизии и Боливии. Раздумывают о переносе в Нагорном Карабахе и США.
Тем не менее, Кремль продолжает колебаться. «Голосование в соответствии с указом намечено на 22 апреля, но превыше всего здоровье граждан, поэтому, если развитие эпидемиологической обстановки будет давать показания для переноса даты голосования, это будет сделано», — туманно заявил в понедельник Дмитрий Песков.
— За прошедшие с момента моего обращения к президенту дни никакого ответа на свою инициативу я не получил, — посетовал депутат горсовета Новосибирска Георгий Андреев. — Но главное, мне не ответили на основной вопрос: какая системы защиты будет на территории избирательных участков? А ведь это целый комплекс мер. Что за люди будут их реализовывать и какой у них будет статус на участках? Также непонятно, какие меры индивидуальной противовирусной защиты будут использованы для избирателей. Вопросов с тех пор возникло еще больше, а ответов нет.
Мы в горсовете Новосибирска проводили мероприятия с участием представителей Минздрава и Роспотребнадзора, где пытались понять критерии, по которым они определяют массовое мероприятия. Ответы были странные: более трех, более 50 человек. Думаю, ситуация с коронавирусом в стране значительно хуже, чем нам сообщают, и проводить голосование нельзя. Скорее всего, его перенесут. Вообще, это голосование станет лакмусовой бумажкой того, как работают наши власти для нашей с вами защиты.
— В России сейчас идеальный шторм. Эпидемия, экономический и политический кризис наложились друг на друга, — констатирует координатор Левого Фронта, к. и. н. Алексей Сахнин.
Олигархия, верхи готовы были идти на что угодно, чтобы провернуть эту свою процедуру — голосование, но похоже до них все же дошло, что моральная и политическая ответственность за то, что они поставят на кон здоровье и жизнь сотен тысяч граждан, перевесит любые издержки. Поэтому они под давлением общественности и объективной угрозы и меняющегося отношения в обществе, возможно, перенесут голосование. Пока они колеблются.
Сейчас власть находится в ситуации цуцванга, когда каждый ее шаг лишь ухудшает положение. Перенос даты голосования на июнь бьет по явке, так как это уже разгар дачного сезона. К тому же совершенно не факт, что эпидемия к тому времени закончится. И очевидно, что экономическое положение людей тоже не улучшится. Сентябрь же вообще может дать массовую мобилизацию в протестном голосовании, а может, и уличную мобилизацию…
«СП»: — Даже так?
— В Москве за века было множество эпидемий. И каждая такая эпидемия обнажала накопившиеся противоречия и часто приводила к открытому брутальному столкновению. Например, самая тяжелая эпидемия чумы в 1654 году, когда погибли сотни тысяч человек — больше половины населения города. Страна, которая вела тогда интенсивную внешнюю политику, разорилась и была вынуждена провести денежную реформу, которая в свою очередь привела к «медному бунту». Его продолжением стала крестьянская война под предводительством Степана Разина.
Следующая крупная чума 1771 года закончилась тем, что восставшие разграбили Москву, убили архиепископа, разграбили усадьбы. Подавить это восстание удалось только огромной порцией социальных мер, когда людям стали платить за пребывание в карантине, Чистые пруды сделали чистыми и т. д. Но расходы на это легли не на плечи аристократии, а на крестьянство. И это отозвалось пугачевщиной. Похожие случаи были и в европейских странах, которые также приводили к социальным потрясениям, революциям, войнам и бунтам.
То есть эпидемия, как сильный социальный шок, вынуждает власти выбирать, на какой стороне она находится. И почти всегда без исключений власть становилась на сторону правящего класса. И это дополнительно обостряет противоречия. Пример из настоящего — богатые россияне скупают аппараты искусственной вентиляции легких (ИВЛ), которые устанавливают в своих особняках. Но в ситуации жизни и смерти вопрос о реквизициях и национализации возникает уже сам собой. Но почему он должен ограничиться аппаратами ИВЛ? «Вентилировать легкие» нужно всей стране.
«СП»: — Ну, пока у нас всего 483 заболевших…
— Мы этого точно не знаем. «Доверие» к верхам достигло таких высот, что многие люди мыслят от противного: если нам говорят, что заболело четыре сотни человек, то это, наверное, не так. Понятно, что это спекуляция, но пространство для этих спекуляций власть создала сама, проводя политику классового эгоизма.
«СП»: — Вы говорите об олигархии, но есть мнение, что поправки — это только путинская задумка. Мол, президент хочет опереться на народ в противовес «плохим боярам»…
— Возможно, что в какой-то неизвестной и непонятной нам внутриэлитной коллизии Путину действительно необходим моральный мандат от народа на самодержавную власть. Но если происходящее выйдет из-под контроля, персональная ответственность за это ляжет на Путина. И несмотря ни на какие манипуляции и возможные фальсификации ему может быть отказано в этом мандате. Ведь дело не только в процедуре, в том, как они нарисуют свои цифры. Если эти цифры будут противоположны реальным настроениям, то официальный результат не улучшит, а ухудшит положение. Люди могут выйти на улицы по образцу 2011 года. Легитимность мандата может обнулиться вместе с президентскими сроками.
«СП»: — Хотели как лучше, а получилось как всегда?
— До этой поправки Терешковой весь пакет бессмысленных инноваций — про бога, мужчину и женщину и т. д. был предельно деполитизирован. Но ее поправка ввела эти категории в сферу политическую. И так народ — 47% по данным социологов, был уверен, что все это затеяно, чтобы увековечить вечную власть Путина, а теперь это стало очевидно почти всем. А ведь Путин — это не только он лично, но и весь социальный порядок вместе с олигархами, покупающими себе аппараты ИВЛ, вместе с падением доходов населения, вместе с начинающейся безработицей, с вдруг обнаружившейся хрупкостью экономики, которую они строили 20 лет.
«СП»: — Оппоненты могут упрекнуть левых в лукавстве. Мол, вы вообще не хотите никаких поправок, а коронавирус используется как предлог…
— Левые — разные. Я лично в этой ситуации хотел бы реального референдума, где ясно стоял бы вопрос о легитимности всей этой политической системы во главе с Путиным. Где поправка Терешковой обозначает центр тяжести всего происходящего. Но нужен, конечно, реальный референдум с прозрачной процедурой, с равными возможностями для агитации, с контролем голосования. А не так как планировалось апрельское голосование — как полнейшее надувательство. Думаю, что на таком референдуме Путин получил бы твердое «нет», как Пиночет в 1989 году или де Голль в 1969-м.
Причем, важнее даже не формальный результат, который будет провозглашен, а факт участия миллионов людей в своей судьбе. Это позволит материализовать голос народа.
Политолог Алексей Макаркин ожидает, что отложенное голосование пройдет на фоне возросших социально-экономических претензий россиян к власти.
— Есть опыт проведения в условиях эпидемии первого тура муниципальных выборов во Франции. Но он скорее доказывает, что этого делать не надо. Опыт отрицательный. Макрон, похоже, понимал, что эти выборы надо отменять, но французский политический класс к этому оказался не готов. У них была совсем другая повестка в голове. Если бы Макрон отменил выборы, его бы обвинили в том, что он подыгрывает своей партии, в том, что ему не хватало сильных кандидатов, в то время как у его конкурентов были сильные укорененные местные политики, которые в основном и победили.
Изначальная позиция французского политического класса похожа на восприятие обычных граждан, которые в разгар эпидемии готовы, рискуя собой, лететь куда-нибудь в Италию кататься на горных лыжах и смотреть достопримечательности только потому, что тур уже оплачен и надо отгулять отпуск. Их приходится насильно останавливать. Но второму туру муниципальных выборов, которые Макрон отменил, его решение уже было принято. До них дошло, что он руководствуется не политическими интересами, а элементарными санитарными нормами.
Похожее смещение приоритетов произошло и в головах российского политического класса. В середине марта все думали только о голосовании, о легитимации политсистемы, надеясь, что пандемия обойдет стороной. Но после того, как стало ясно, что все серьезно, установка начинает меняться. А как еще, если в Москве пенсионерам предписано не выходить из дома?
«СП»: — Значит, надо откладывать…
— Вся процедура, требуемая по закону, прошла. Если бы не официально принятый закон о голосовании, поправки вступили бы в силу. Но закон принят, началась активная агитация. Поэтому просто отменить голосование трудно. Поэтому с высокой вероятностью голосование может быть отложено. На когда? Ясно, что власти хотели бы как можно раньше. Поэтому заговорили об июне. Но что к этому моменту будет с эпидемией коронавируса? Не знает никто. Все говорят разное. К тому же к июню будет потерян темп агитации.
Кроме того, неясно, какая повестка будет доминировать в июне или сентябре. Ясно только, что это будут не поправки. Если даже эпидемию в России удастся купировать как в Южной Корее и Японии, то все равно главной будет тема о последствиях коронавируса. Что с работой, с зарплатой, с бизнесом?.. Будут ли у властей ответы на эти вопросы? К тому же мы видим, сколько денег тратят разные страны на помощь пострадавшим, включая экономический ущерб. У нас этих механизмов почти нет. Наши суммы не сопоставимы с теми, которые выплачивают в других странах.
При этом на время может наблюдаться и определенная консолидация вокруг власти. Просто потому, что деваться некуда. Никто другой не защитит. Поэтому сейчас вырос рейтинг Макрона, премьера Италии Конте. Несмотря на все, что происходит в этих странах. Люди видят, что власть что-то делает и поддерживают ее. Но когда апогей кризиса пройдет, начинают выяснять, кто виноват. Поэтому в сложной ситуации лучше делать выбор в пользу людей. Если пандемия будет расширяться, голосование придется отменять.
Власть: Сценарий «цветной революции» в России пишут сами сторонники Путина
Новости политики: Левый Фронт потребовал переноса голосования по поправкам в Конституцию
Источник: svpressa.ru