Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС
Несмотря на все усилия властей, коронавирус продолжает распространяться по России. Для предотвращения масштабной эпидемии на территории страны и особенно в Москве, где сейчас зараженных больше всего — принимаются самые серьезные меры. Борьба с коронавирусом и его экономическими последствиями становится максимально широким полем для деятельности.
В частности, на основании данных сотовых операторов о геолокации Минкомсвязи создает систему отслеживания граждан, которые имели контакты с людьми, больными коронавирусом. В пояснении к соответствующему поручению премьера Мишустина говорится, что это, кроме прочего, поможет оповещать абонентов о факте контакта с инфицированными людьми. Делаться это будет через рассылку сообщений, в которых, кроме прочего, будет указано на необходимость самоизоляции.
Мера, наверно, нужная. Особенно учитывая, что число заболевших продолжает расти, и предполагается, что невольными распространителями вируса становятся также и люди, которые сами симптомов не имеют — бессимптомные больные.
— Для того, чтобы контролировать перемещение людей, конечно, нужен закон, — считает первый заместитель председателя комитета по государственному строительству и законодательству Госдумы, депутат от КПРФ Юрий Синельщиков. — Просто так отслеживать человека нельзя, это сбор персональных данных о нем: где человек находится, что он пишет. Это затрагивает личные права гражданина. Хотя могут найтись лица, которые поспорят на этот счет.
Пока о подготовке соответствующих законов не сообщалось. Однако пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что это нововведение не нарушает прав граждан.
Но что будет, когда вирус уйдет? Останется ли эта мера только лишь в истории, или российские власти пойдут по пути Китая, где слежка за гражданами не является чем-то предосудительным?
— Я считаю, если власти сейчас наладят эту систему, потратят деньги, выделят кадры, накопят опыт работы — не будет потом возможности их от этого отучить, — считает независимый эксперт Андрей Гудков.
Среди других серьезных мер, принятых для борьбы с коронавирусом, выделяется введение комендантского часа для пожилых людей. С завтрашнего дня и по 14 апреля москвичи старше 65 лет и лица с хроническими заболеваниями обязаны соблюдать домашний карантин. Это тоже беспрецедентная мера для России. Ранее, обсуждая подобные меры, вводимые в Европе, эксперты «Свободной прессы» сходились на том, что это позволяет поднять некий мобилизационный настрой граждан. Провести своеобразную тренировку «на случай войны». Однако по поводу вводимых в России мер наши эксперты уверены — все они в данный момент направлены исключительно на безопасность граждан.
По мнению руководителя Политической экспертной группы Константина Калачева, под шумок коронавируса власти принимать непопулярные решения не будут. Но дело не в том, что государство особо заботится о гражданах в такой опасный момент, а просто в том, что для таких решений есть куда более удобные моменты. Сейчас они просто не выгодны.
— Ситуация не предполагает подобных игр, — уверен Константин Калачев. — Кому сейчас нужно «под шумок» что-то делать, когда, на самом деле, можно все это делать и без шума, если есть такая необходимость. Это первое. А второе: сейчас явно не до этого. Кому нужно в той ситуации, в которой все равно так или иначе социальное самочувствие ухудшается, принимать непопулярные решения?
С экспертом согласен и политик Юрий Синельщиков, который тоже не находит в предпринимаемых мерах заделы на будущее.
— Наверно, коронавирус нас еще не настолько сильно захватил, чтобы рождались законопроекты, — предполагает депутат.
Однако Андрей Гудков считает, что борьба с коронавирусом все же перевернет российскую действительность.
— Самая острая проблема у нас — это безработица: закрывают кинотеатры, останавливают авиаперевозки, пассажирский международный транспорт. Скоро могут приостановить работу промтоварных магазинов, как это уже есть в Европе. А какой в мировой истории основной способ борьбы с массовой безработицей? Это призыв в армию, — обращает внимание Андрей Гудков. — Либо в армию, либо во внутренние военизированные подразделения: медицинские или же патрульные.
Власти могут пойти на решение создать что-то вроде народных дружин, члены которых будут получать оплату за свою деятельность и, например, обладать правом искать тех, кто уклоняется от карантина, считает эксперт.
— И люди пойдут в такие дружины, им будет некуда деваться, потому что у нас нет системы страхования занятости, и максимальное пособие по безработице 8000 рублей. Это растянутая голодная смерть. А если людям дать хотя бы тысяч по 15 — они будут стоять в охранении. Ведь почему у Гитлера была такая большая численность штурмовиков? Не потому, что они Гитлеру верили, а потому что в Германии того времени была массовая безработица, а штурмовиков кормили, форму им давали, можно было еврея обобрать, опять же. Просто мечта любого люмпена.
При этом Андрей Гудков уверен, что стоит людям один раз получить такую работу, как перестроить жизнь на прежнее русло оказывается очень сложно. А это значит, такие дружины придется сохранять и искать дружинникам новые занятия.
Коронавирус, борьба с пандемией, последние новости:
Рошаль: пандемия коронавируса — это репетиция биологической войны
Китайский вирусолог назвал срок окончания пандемии Covid-19 в Европе
Роспотребнадзор: смертность от коронавируса в 30−40 раз выше, чем от гриппа
Смотрите карту распространения коронавируса онлайн
Источник: svpressa.ru